Брожение среди лезгин достигло критического уровня. Миллионный народ, разделенный надвое между Россией и Азербайджаном, после того, как обе республики стали суверенными, оказался в более чем двусмысленном положении: перед лезгинами замаячила малоприятная перспектива превратиться в национальное меньшинство в своих республиках. Давно уже тяготившиеся расчленением ареала своего исторического проживания между Россией и Азербайджаном, лезгины начали борьбу за самоопределение. 3-й съезд полномочных представителей лезгинского народа, прошедший 28 сентября 1991 года в селе Касумкент в Дагестане, принял Декларацию о восстановлении государственности лезгинского народа. Лезгины настроены лояльно по отношению к России и весьма негативно — к азербайджанскому режиму. Отсюда их стремление видеть свое государство — Лезгистан — в составе Российской Федерации, что, естественно, не может вызывать восторга в Азербайджане.

Среди различных лезгинских организаций наиболее авторитетно движение «Садвал» («Единство»). В то же время «Садвал» — наиболее радикальное крыло лезгинского патриотического движения. Оно имеет приверженцев и в Дагестане, и в Азербайджане. Под влиянием «Садвала» находится также значительная часть стотысячной лезгинской диаспоры в России.

Радикальные настроения постепенно овладевают лезгинской интеллигенцией, многие, даже не участвуя в движении, выступают за восстановление упраздненной в 1860 году (после разгрома Россией имама Шамиля) лезгинской государственности.

С другой стороны, активизировалась лезгинская молодежь. Объединившись в небольшие группы на родине, в товарищества и землячества за ее пределами, молодые лезгины изучают родную историю и литературу, которую от них очень долго и тщательно скрывали. Прошедшая 6 апреля в Москве демонстрация лезгин, в которой принимали участие в основном обучающиеся в Москве лезгинские студенты, показала, что рост национального самосознания затронул самые широкие слои лезгинского народа.

Можно ли было прогнозировать наблюдающуюся сегодня беспрецедентную активность лезгин? Да, но для этого требуется знание истории нашего народа. У тех, кто ее знает, не могло быть сомнений, что нынешнее поколение лезгин — потомков тех самых воинственных горцев, которые в XVII—XVIII веках наводили ужас на все Закавказье, многократно разбивая наголову персидских кызылбашей, войска тюркских ханов, грузинских царей и державших в напряжении армянских меликов Карабаха, — не останется в стороне от драматических процессов, затронувших все республики бывшего Союза. Соответственно требовала коррекции и политика в отношении лезгин и лезгиноязычных народов, прежде всего со стороны Азербайджана, где проживают две трети лезгин. Но ничего подобного не произошло.

Грехи коммунистов Азербайджана в отношении лезгин общеизвестны: почти половина из 670-тысячного лезгинского меньшинства в Азербайджане переписаны азербайджанцами. В школах лезгинских районов этой республики не преподается лезгинский, нет радио- и телепередач, народ не упоминается в учебниках по истории Азербайджана. Культурное наследие лезгин либо разрушается, либо приписывается азербайджанскому народу. Древняя «Лезги мечеть», построенная в Баку в 1169 году, была в 1985 году переименована в «Мечеть XII века». Прекратил свое существование лезгинский театр в Баку, работавший с 1906 года.

«Карабахский сигнал» был начисто проигнорирован руководством азербайджанской империи. Вместо того, чтобы серьезно задуматься о реформировании доставшегося ему в наследие многонационального государства, национал-коммунисты этой республики почли за благо принять на вооружение лозунг «На Карабах!». Между тем лезгины не хотят воевать в рядах национальной армии Азербайджана и гибнуть ни за что в карабахских горах. Они не хотят нищенствовать (уровень жизни в лезгинских районах всегда был самым низким в республике) и не хотят быть изгоями на родной земле. В настоящее время движение «Садвал» распространяет листовки с призывом реализовать решения последнего общенационального съезда и начать оформление лезгинской государственности. Сегодня лезгины стали отчетливо понимать: у них есть последний в истории шанс, чтобы сохраниться как народу, и этот шанс — в создании лезгинского государства.

Таким образом, взрывоопасная ситуация сложилась по обе стороны российско-азербайджанской границы, проходящей по земле лезгин. Эта граница, роль которой выполняет река Самур, ныне потеряла свой символический характер. Нужна лишь искра, чтобы загорелся бикфордов шнур, тянущийся к пороховому погребу лезгинских проблем. И такая искра была высечена, притом снова (случайно ли?!) в бакинских коридорах власти. В конце февраля текущего года кабинет министров Азербайджанской республики принял решение завершить реконструкцию старых и строительство новых трубопроводов Самур-Апшеронского канала, по которому вода из единственной относительно крупной реки во всем Лезгистане десятилетиями текла в промышленные центры Азербайджана Баку и Сумгаит, орошая также засушливые земли по берегу Каспия. Драматизм ситуации заключается в том, что Самур, питавший ранее Мюшкюрскую долину — житницу лезгинского народа, — где живут 100 тысяч лезгин и где расположен уникальный лиановый лес, почти обмелел. Поэтому в случае осуществления решения бакинского кабинета министров всему бассейну реки Самур грозит мгновенная и необратимая катастрофа.

Бесплатный хостинг uCoz